• Оксана Гордеева

«Лекарь поневоле» - комедия нашей жизни!


28 ноября 2019 года на прогоне спектакля "Лекарь поневоле" Жана Батиста Мольера в постановке режиссера, заслуженного деятеля искусств Олега Пермякова, побывала известный журналист Оксана Гордеева. И вот какая у нее получилась яркая рецензия на этот спектакль.

Когда меня пригласили на закрытый показ спектакля, мне все хотелось ущипнуть себя – не сон ли это? Начать с того, что мое место было рядом со столиком, потертым и старым-престарым, за которым сидел сам режиссер. На столике стоял черный микрофон, в который время от времени Олег Пермяков, режиссер спектакля, говорил:

– Сильнее, ярче. Еще ярче! И музыка становилась громче.

Я слышала и видела, как это чудо делается! Но это было только начало... Сам

спектакль был легким, как перышко и ярким, как тропическая бабочка.

Мне все время мешала моя сумка и то, что я – не актриса. Время от времени

хотелось выйти на сцену и станцевать. Серьезно! Актеры танцевали весь

спектакль, и это было так заразительно! Это было весело, легко, грациозно,

на одном дыхании!

Если бы мне кто-то сказал, что можно вот так – шутя и играя, показать всю

нашу жизнь и заставить над ней задуматься, я бы не поверила.

Как фокусник из шляпы вытаскивает кролика, а потом километры цветных

платочков, так актеры одну за другой показывали картинки из нашей жизни.

Так весело! Что мне было немного грустно. Вот молодая женщина –

Мартина, жена Сганареля (ее прекрасно, выразительно играет Дарья

Горбунова). Она – просто символ всех молодых мамочек. Тощая,

растрепанная, в вечной ночной рубашке и застиранном халате и на плечах ее

возвышается дом не дом – огромный рюкзак, в котором кричат и плачут ее

дети. Мартина ловким движением сбрасывает на пол огромный рюкзачище и

начинает его качать, как колыбель. И дети один за другим успокаиваются.

Она – вся, как комок нервов, ну просто современная мамаша, замотанная

жизнью. А рядом – муж-бездельник и пропойца, тот самый Сганарель,

который нигде не работает, потому что нет профессии и нет образования. В

лесу он вяжет веники и живет – в ус не дует, в свое удовольствие. И при этом

неплохо себя чувствует. Да еще и колотит ее палкой. А она и рада.

Когда выходит какой-то человек, чтобы устыдить ее мужа, она нападает на

него первой:

– А может, мне нравится, когда меня бьют? Что вы лезете не в свое дело?

Часто женщины, которые подвергаются домашнему насилию, не заявляют на

своих мужей. Тем более – не спешат с ними расстаться. Зачем? А семья? А

если дети останутся без отца? И этот страх останавливает Мартину

расстаться с Сганарелем. Но она придумывает, как ему отомстить: она

уговаривает двух слуг Жеронта взять его своему господину в лекари.

Мартина надеется, что уж там-то ее нерадивого мужика, увальня и

бездельника, вздуют хорошенько. Он свое получит! Так что главным

режиссером всей этой истории оказывается она – Мартина!

Стыдно признаться, я себя в ней узнала. Такой костюмчик в роддоме, да и

после него был и у меня. Ночнушка и халатик. И вид был такой затрапезный.

И внутреннее ощущение точно такое же, как у Мартины: да кому я нужна?

Со стороны взглянуть на себя было полезно)))

Или – о нашей медицине. Это в советское время было дико, что врачу надо

платить. Сейчас плата за врачебные услуги – нормальное явление. Лекарь

поневоле Сганарель (Его блистательно сыграл Артем Долгополый)

рассуждает:

– Эх, и хорошо быть врачом! Если башмачник испортит кусочек кожи, его

накажут. А врач испортит целого человека, и ему ничего за это не будет.

Покойники – люди покладистые)))

А, это ведь, страшно сказать и грех утаить – Мольер! Век-то, ребята, 17-й

(пьеса была написана в 1666 году!)

Мне очень понравилась Виктория Инадворская в роли кормилицы. Я всегда

восхищалась природной пластикой этой актрисы. И хотя за рыжим париком

ее было трудно узнать, но то, как она двигалась, выдало актрису с головой. В

своих движениях она -- вкрадчивая кошка. Красивая! Великолепная!

Сам Сганарель был прекрасен. Не переигрывал, был естественным. Когда с

небес спускается рама для того, чтобы народ возвеличил Сганареля и возвел

его на пьедестал, она чем-то неуловимо напоминает гильотину. И – точно! В

конце пьесы рама превращается в гильотину. И та самая толпа, которая

восхищалась мнимым лекарем, теперь готова отрубить ему голову.

Но! Сганарель, и правда, врал. Но ведь делал он это не по своей воле: его

буквально заставили быть лекарем.

– А я ни ухом, ни рылом во врачебном искусстве! – признается он.

И разве не похожи его «пассы руками» на действия психиатра из Винницы

Кашпировского, покорившего в 90-е все пространство бывшего СССР? И

люди, как загипнотизированные, подчиняются Сганарелю, потому что ведь

им надо кому-то подчиняться! Сами поставили на место ВЕЛИЧАЙШЕГО

ЛЕКАРЯ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ неуча и невежду, сами же возвели

его в ранг Гуру. А что ему еще оставалось делать?

Но – Сганарель все-таки не алчный бродяга и обманщик. Он помогает двум

любящим сердцам соединиться: дочь Жеронта (Екатерина Константинова) и

ее возлюбленный Леандр (Константин Агеев) убегают из-под власти

деспотичного отца. Жеронт соглашается соединить их руки только тогда,

когда умерший (так вовремя!) дядюшка оставляет все свое состояние

Леандру.

В спектакле все продумано до мелочей. Каждая деталь, даже самая

маленькая, льет воду на мельницу комедии. Все вызывает веселый смех. И

даже незаметные, казалось бы, герои, становятся важными и смешными.

Вот выходят два крестьянина на сцену, обращаются к ВЕЛИКОМУ

ЛЕКАРЮ. Это крестьянин Тибо в исполнении актера Анатолия Лацвиева и

его сын Перрен (его играет Юрий Шелковников). Они просят вылечить их

жену и мать. Она лежит парализованная. У нее водянка. А еще судороги. Уж

каких-каких только лекарств ей не навыписывали другие лекари, а ей все

только хуже становится.

– Вы хотите, чтобы я ее вылечил? – спрашивает Сганарель.

И, недолго думая, дает им большущий кусок сыра. Да увесистый кошелек

ему вдогонку. И напутствует их такими словами:

– Пусть съест весь этот сыр. А если умрет, так сделайте похороны

попышнее!

Мы понимаем, что А – денег у Сганареля теперь немерено, и Б – он совсем не

жадный, если отдал такую сумму на похороны крестьянки, которую никогда

в жизни не видел. Как легко Сганарель зарабатывает, так же легко и

расстается с деньгами, нисколько не заморачиваясь над тем, что с ним будет

дальше. Еще хочется сказать о костюмах для спектакля, которые сшили по эскизам Оксаны Готовской. Шляпа с огромным красным страусиным пером

подчеркивает спесь Жеронта. Штаны с карманами (по современной моде)

украшают тощие ноги мужа кормилицы Луки. Иван Гущин в этой роли

просто великолепен! Смешной, забавный, он вызывает и жалость, и смех

одновременно. Зеленый комбинезон кормилицы гармонирует с ее рыжим

париком и подчеркивает главное достоинство – пышную грудь, к которой так

хочет новый лекарь Сганарель.

Да что тут говорить? Надо идти и смотреть! И, даже если тебе вырвали зуб, не дали зарплату, жена ушла, а друг оказался вдруг..., приди на этот спектакль. И ты еще долго будешь потом вспоминать, тебя так расстроило?

#Лекарьпоневоле

Happyday38 2016-2018

Иркутск. Россия